Золото муисков

  • Золото муисков

О золоте муисков, об индейской культуре чибча, о конкистадорах и легенде об Эльдорадо, об истории народов Колумбии.

Ювелирное мастерство затерянных цивилизаций

До начала конкисты

Перед вторжением испанцев в Южную Америку на территории нынешней Колумбии проживало около 2 млн человек. Большинство коренного населения составляли индейские племена, принадлежавшие к различным языковым группам (карибской, аравакской и чибча-муисков). Среди индейцев Чибча, преобладавших на территории современной Колумбии, различают две культурные традиции — Тайрона и Муиски.

Носители культуры Тайрона жили на склонах массива Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, вблизи карибского побережья, где у них было несколько крупных поселений с каменными сооружениями.

Более многочисленными (предположительно около 600 тыс. человек) 3 оседлые племена Муисков, создавших развитое общество со структурой.

Муиски населяли высокогорное плато Кундинамарка, примерно в 600 км к югу от Санта-Марты. Это была самая развитая цивилизация на всем пространстве между государствами майя в Центральной Америке и инков на территории Перу.

Занимая относительно небольшую территорию (около 15,5 тыс. км²), они были трудолюбивыми земледельцами и искусными ремесленниками, создававшими ювелирные изделия из золота и сплава золота с медью; они также вели оживленную торговлю с другими народами, используя в качестве меновой единицы золотые пластинки.

В религии Чибча центральное место занимало солнце как источник плодородия. В одном из обрядов, совершавшихся на священном озере Гуатавита, происходило омовение в озере вождя, предварительно осыпанного золотым порошком (именно этот обряд породил слухи о богатой золотом стране Эльдорадо).

Как и другие индейские племена, Чибча-Муиски приносили жертвы Богу-Солнцу (в отличие от ацтеков, в жертву приносились животные).

Древние ювелиры Колумбии

Расположенный в Боготе Музей Золота Колумбийского Банка Республики владеет одной из самых богатых коллекций ювелирного искусства доколумбовой эпохи на американском континенте. Экспозиция музея включает в себя более 55 тысяч ювелирных изделий из золота, серебра и сплавов драгоценных металлов, а также предметов керамики, изготовленной древними мастерами задолго до прихода европейцев в Америку в XV веке.

Оригиналы были найдены в индейских могилах и захоронениях в самых разных районах Колумбии, некоторым из них больше двух тысяч лет. Культуры, к которым принадлежали мастера, изготовившие эти предметы – Кимбайа, Муиска, Тайрона, Калима, Зену — обрели всемирную известность именно благодаря ювелирным украшениям из золота.

mapaПервыми археологическими зонами, где индейцы нашли золото и поселились, были районы на юго-западе Колумбии. Позже они переместились на север страны. Эти земли были богаты медью. Индейцы научились сплавлять золото с медью и из более прочного металла делать предметы домашнего обихода. Среди найденных археологами артефактов много золотых фигурок животных и птиц — им придавалось особое значение в мифологии.

Ягуар в мифологии индейцев являлся высшей стадией духовного перерождения, ему становилась подвластна энергия Солнца. Переродиться в него мог только опытный шаман.

Также в индейских верованиях священными были птицы. «Высокий полет, острое зрение» — благодаря этим качествам птицы становились «посредниками» между мирской жизнью и высшими сферами. Считалось, что птицы помогали и «практически» — они приносили людям семена кукурузы, которой те питались, хлопка, из которого шили одежду, коки для ритуальных церемоний.

Матримониальные планы бога-солнца тоже связаны с животными. Сначала солнце хотело сделать своей спутницей лягушку — в индейской мифологии символ женского естества. Но лягушка ленива, солнца не любила и ждала дождя. Потом в спутницы себе солнце подобрало змею. Змея — символ зла, тени и коварства тоже не смогла создать достойную пару. И, наконец, солнце встретило луну, и они стали днем и ночью поочередно «наблюдать за миром».

Ювелирное мастерство в доколумбовом обществе имело особый статус: познания ювелиров и их способность обрабатывать металл вызывали у окружающих особое уважение и восхищение, их называли «Властители огня», наделяли сверхчеловеческими качествами и приписывали божественное происхождение.
Предметы из золота были атрибутами религиозных культов, символизировали власть и использовались для заклинания божеств и сил природы. Цвет, блеск, звук и запах были теми свойствами, по которым оценивали металл, добываемый в наносных месторождениях или доставляемый из далеких мест.

Вожди украшали золотыми предметами голову, грудь, руки. Большинство из украшений они забирали с собой в могилу. Поэтому именно в захоронениях и могильниках были сделаны основные находки. На раскопках до сих пор продолжают находить фигурки разных размеров и формы: птиц, лягушек, кошек, змей, ящериц, божков, сценки из жизни индейцев, портреты, маски, искаженные угрожающей гримасой, ступки для приготовления коки, носовые и нагрудные украшения, браслеты, ожерелья, скипетры и многое другое. Золото почиталось священным как при жизни, так и после смерти.

Balsa-El-DoradoПлот Муисков с озера Эль Дорадо – символ мифа с таким же названием. Древний индейский миф гласит о том, что сначала солнце было невзрачным «серым» человеком. Потом его одели в золотые одежды и осыпали золотым песком: человек получил энергию золота и стал великим светилом.

На озере Гуатавита, недалеко от того места, где сейчас находится Богота, народ, населяющий эту область Анд – Муиски, – проводили ритуал, распаливший воображение и жадность конкистадоров, решивших, что озеро – и есть недосягаемое царство Эль Дорадо. В процессе магической церемонии вождь натирал тело золотой пылью и плыл на плоту до середины озера, где погружался в воду, а его подданные с громкими криками бросали в воду золотые предметы. Свидетельство того ритуала — выполненный древними ювелирами из золота Плот Эль Дорадо – стал частью экспозиции музея. Он был обнаружен в пещере возле колумбийской столицы Боготы в 1856 году. На этом мифическом судне стоят фигуры вождя и его свиты, покрытые золотой пылью.

Золотой плот относится к позднему периоду культуры Муиска, где-то между 1200 и 1500 годами до нашей эры. Племя Муиска в это время было одной из четырех передовых цивилизаций Америки (остальными были Ацтеки, Майя и Инки), и оно прославилось своими филигранными работами из золота. Плот был отлит из золота ныне утраченным способом, в котором для литейных форм Муиска использовали воск и глину.

Золотая скульптура выполнена из сплава чистого золота (более 80%) с самородным серебром и небольшим количеством медного сплава, и сделана с помощью давным-давно утерянного метода литья в воске. Изображает эта скульптура ритуальную церемонию назначения нового зипа (правителя) на озере Гуатавита. Правитель окружен другими вождями, украшенными перьями, подвесками, браслетами, коронами и серьгами.

Люди держат в руках музыкальные инструменты, маски ягуаров и шаманские маракасы. Члены племени, расположенные по краям, как предполагают ученые, были гребцами. Изделия из золота использовались только для церемониальных и декоративных целей. Когда в обществе Муиска умирал предыдущий правитель, назначали нового (это, как правило, был родственник предыдущего правителя).

На протяжении трехсот лет в озере искали это золото, но, хотя в середине 19 века его попытались осушить, оно не раскрыло свою тайну, и царство Эль Дорадо так и не было найдено. Возможно это связано с тем, что большинство горных озер имеют, как правило, соединение с подземными реками. Одно из таких озер было описано в романе Джека Лондона «Сердца четырех». Сложно предположить, что жрецы племени не знали бы о такой особенности водоема. И, наверняка, золотые жертвоприношения производились именно в таком месте, то есть золото, попав в воду, в буквальном смысле слова, исчезало с лица земли, оставив потомков конкистадоров «с носом».

Технология изготовления украшений из золота

Ремесло золотообработки зародилось в нижнем течении реки Каука на заре нашей эры и просуществовало до испанского нашествия в XVI веке. Тайрона, Сину, Муиска, Нариньо, Гуатавита славились своими мастерами.

Месторождения были в частном владении вождей и подданных заставляли трудиться по оброку, а в шахтах в основном были заняты рабы. Чаще индейцы добывали рассыпное золото, рыхля палкой с заостренным обожженным концом гравий на дне и берегах рек.
Конкистадор Нуньес де Бальбоа писал: «Они ждали, когда вода поднимется, а когда паводок схлынет, и реки станут вновь сухими, объявится золото, вымытое из берегов и принесенное с гор в крупных самородках…»; «в других местах ждали, пока высохнут растения на холмах и поджигали их. Тогда открывался доступ к наилучшим золотоносным жилам, где металл попадался в крупных самородках». О чудесах Эльдорадо свидетельствовал и Мартин Фернандес де Энсизо: «А в паводок они растягивают сеть поперек течения, и поднявшаяся вода несет самородки в куриное яйцо, что и застревает в ячеях».
Руду дробили в каменных мельницах и извлекали золото. Его переплавляли, отделяя от примесей. В Буритика найдены небольшие плавильни, горны и тигли, а также весы и гирьки-разновески для взвешивания металла. После плавки на дне тигля оставался похожий на пуговицу диск диаметром чуть более сантиметра. Он назывался «техуэло».
Индейские ювелиры тех времен работали в основном с золотом и медью, и очень редко с серебром и платиной. Златокузнецы ценили в металле ковкость, податливость, пластичность, прочность, как впрочем блеск и привлекательный вид. Часто использовали нигде больше не распространенный сплав золота и меди – тумбага. Иной раз изделия из него покрывали серебром, да еще и раскрашивали.
В «Арчиво Хенераль де Индиас» описано, как делали эти краски: «растение, приготовленное чтобы придать цвет, давили на камне, помещали в горшочек, добавляли воды, молотой соли, перемешивали и нагревали несколько раз… таким образом, сок приобретал нужный цвет и силу».
Золотили изделия из тумбага главным образом для предохранения от быстрого окисления. Испанские же завоеватели считали, что это делается с целью обмана – дань и награбленные изделия выглядели золотыми, а в действительности были медными: тумбага невысоко ценился конкистадорами.
oroНекоторые изделия просто невероятно сложны по технике изготовления. Таковы, например, золотые пластины для погребальных одеяний из Сину. Чтобы придать этим изделиям размер и тонкость, ювелиры обрабатывали слиточки золота на цилиндрических наковальнях маленькими овальными молотками из метеоритного железа. Удар плоским молоточком на плоской поверхности излишне истончил бы пластину. Пластинка становилась хрупкой, и ее «отпускали» – раскаляли до красноты и погружали в холодную воду. Так постепенно пластинка приобретала нужную толщину. Только тогда на поверхность наносили контур рисунка. Каменным или костяным инструментом, положив пластину на мешочек с песком, металл выдавливали с обратной стороны. Лишь после этого изделие обрабатывали с лицевой стороны – углубляли продавленные линии и подчеркивали выпуклые детали рисунка. А пластинки нашивались на погребальный костюм сотнями…
Полые предметы собирались из отдельных деталей с помощью золотых гвоздиков или кованого «шва» – золотые футляры в виде раковин, свирелей, воронок, покрывавших давно истлевшие предметы.

 

Ювелирных дел мастера древней Америки прибегали также к технике «потерянного воска». Они делали болванку из глины и древесного угля и покрывали ее пчелиным воском, затем покрывали изделие еще одним слоем глины, не забывая оставить место для воронки. Потом фигурка из глины разогревалась, чтобы воск внутри растаял и освободил пространство для расплавленного металла.

В горячую форму заливали сплав золота и меди, предварительно приготовленный на огне в жаропрочном сосуде из глины и угля. Сплав принимал форму изначального изделия из воска. Внешнюю оболочку из глины разбивали, и появлялась фигурка из металла, повторяющая форму воска.

 


Золото потом полировали мелким песком, гладкими камешками и другими материалами. Аналогичную технику использовали мастера Древнего Китая при изготовлении бронзовых статуэток.

oroКороны, носовые украшения, диадемы, серьги, шлемы, запястья, браслеты, панцири и другие изделия из золота постоянно упоминаются в хрониках времен испанского завоевания и колониального периода. Их описания совпадают с теми подлинными предметами, которые хранятся в Музее золота Банка Республики. В первые десятилетия XVI века, когда в эти районы Анд пришли испанцы, ювелирное искусство индейских племен переживало время расцвета.
Археологические работы, проведенные в последние годы в зоне Сан-Агустина, позволяют утверждать, что этот важный вид деятельности восходит в Колумбии к VII веку до н.э.
Хотя главные способы обработки золота и меди в основном были общими для всех центров ювелирного искусства, изделия из разных районов страны отличаются по своему стилю и применению определенной техники. Золотые изделия, происходящие из областей Калима, Кимбайя, Дарьен, Сину, Тайрона, Муиска, Толима и Нариньо считаются до настоящего времени наиболее типичными для различных районов, где процветало это ремесло.
Платина, месторождения которой встречаются около стока рек в Тихий океан, требует высокой температуры плавления (1775°С). Это затрудняло ее применение. Однако индейцы научились смешивать ее с золотом в порошкообразном состоянии, после чего смесь подвергали нагреву.
oroЗолото, расплавленное при помощи паяльной трубки, обволакивало частицы платины, сплавляя их с собой. Этот металл можно было подвергать горячей ковке.
Наиболее часто применявшейся колумбийскими ювелирами техникой изготовления ювелирных предметов был томпак, сплав золота и меди в соотношении примерно 30 (золото) к 70 (медь). Этим индейцы достигали снижения точки плавления примерно до 200 градусов.
Техника томпака также очень часто применялась племенами Араваков и Карибов на Антилах, в Райане и Венесуэле. Археологи Риве и Арсандо, полагая, что техника томпака распространилась от этих племен до района Амазонки, а на севере до границ Флориды, поместили центр зарождения этой техники в район Гайаны. Они считают, что термин «томпак» идентичен терминам «гуанин» Араваков и «каракольи» Карибов. Ныне все еще идут споры о путях распространения этого культурного элемента, хотя вышеупомянутые авторы указывают на то, что в Колумбии имеются свидетельства археологического, лингвистического и культурного характера, подтверждающие нашествия Карибов, которые могли принести с собой упомянутую технику.

Культуры и народности

Кимбайа

Народ, давший имя этой культуре и проживавший в теплых районах долины реки Каука в I – X веках нашей эры, создавал произведения искусства с природными мотивами. Ступки для приготовления коки украшались растительными орнаментами, другие золотые изделия представляли собой портреты или фигуры застывших в разных позах людей, внутри которых были обнаружены обугленные кости. Своих мертвых они хоронили на больших кладбищах, жили в круглых хижинах из ветвей тростника без окон, возделывали землю и строили террасы на склонах гор, чтобы избежать схода лавин. Они искусно ткали из хлопка и растительных волокон. Кимбайа так и не смогли пережить захват их земли европейцами и исчезли в середине XVIII века.

Муиски

На момент прихода европейцев территория Муисков насчитывала 25 тысяч квадратных километров, а население превышало 600 тысяч человек. Проживая на высоте две тысячи семьсот метров над уровнем моря и в плодородной зоне, они возделывали кукурузу, картофель и другие корнеплоды. Их золотые фигурки – в форме людей, животных, групповых сценок из политической и повседневной жизни – помещались в центр ритуальных комплексов, храмов, пещер и священных озер, таких, как Эль Дорадо.

Муиски смогли выжить в условиях завоевания и колонизации, и в центральных областях Колумбии, в департаментах Бояка и Кундинамарка, до сегодняшнего дня сохранились общины, чьи обитатели имеют все явственные признаки индейского происхождения. Множество слов и топонимов, таких, как Богота, например, имеют муискское происхождение.

Тайрона

Тайроны жили в Сьерре Неваде де Санта Марта на севере Колумбии. Своего наибольшего расцвета их культура достигла в 1000 году нашей эры, когда Тайроны основывали селения и города на каменных фундаментах — от наших глаз их ныне скрывает густая растительность. Их террасы, лестницы, система канализации, мосты, дороги и другие инженерные постройки удивляют до сих пор. Ювелирные изделия Тайронов разнообразны и богаты мотивами: украшения из золота, кораллов, камней и керамики представляют собой фигуры людей и животных, а также символические рисунки, с преобладанием птичьих силуэтов. Потомки Тайронов, индейцы Ихкас и Когис, живут в наши дни на вершинах Сьерра-Невады и сохраняют мудрые мифы предков об устройстве мира.

Калима

В первом тысячелетии нашей эры в долинах рек Калимы и Дагуа, впадающих в Тихий океан, склоны гор населяли оседлые земледельцы и искусные гончары. Они возделывали земли, строили террасы под жилые дома и рыли дренажные каналы. Калимы — авторы великолепных ювелирных украшений, они шили яркие наряды, подчеркивая власть тех избранных, кому они предназначались, – тех, кто уносил их потом с собой в могилу. Их золотые изделия — среди которых есть и булавки, и ступки для употребления священных листьев коки — изображали представителей разнообразной фауны и мифологических существ, полулюдей — полуживотных. Из всего наследия калимов остались только ювелирные изделия и керамика.

Зену

На северо-востоке Колумбии простираются огромные степи, которые в засушливое время года обезвожены и покрыты пылью, а в период дождей превращаются в бескрайние болота. Здесь, на протяжение двух тысяч лет жили племена Зену. Они построили шлюзы и каналы, чтобы укротить природу и возделывать землю в период дождей, а летом иметь запасы воды. Это был народ инженеров-гидравликов, земледельцев и гончаров, чьей жизнью управляли вожди-женщины. Зену были искуснейшими ювелирами и запечатлевали в своих изделиях окружавший их мир болот. На этих равнинах и сегодня сохранились обычаи древних Зену, их берегут нынешние жители, потомки трех культур – индейцев, испанцев и африканских рабов, ввезенных в эти края через сто лет после европейского завоевания.
Не исключено, что информация об этих племенах и породила легенду об «амазонках» — воинственных племенах, которые целиком состоят только из женщин.

Сан-Агустин и Тьеррадентро

Сан Агустин и Тьеррадентро – это область, зажатая между тремя ответвлениями Кордильеры, где берут свое начало две самые главные реки Колумбии – Каука и Магдалена. Возвышающиеся здесь величественные статуи из вулканической породы — свидетели культуры, исчезнувшей за несколько веков до прихода испанцев. На площади более 500 квадратных километров эти оседлые землевладельцы оставили после себя террасы и курганы над монументальными захоронениями, которые охраняют большие каменные скульптуры. Эти могилы и статуи говорят о том, что высокопоставленные персоны, предававшиеся земле, уносили с собой украшения из керамики и золота в соответствии с правилами мифического мира, населенного сверхъестественными существами кровожадного вида и с непроницаемым выражением лица, как, например, у каменного человека-ягуара. Он являет собой шамана, религиозного лидера, который с помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхэ обретает способность превращаться в ягуара во имя поддержания равновесия сил в раздираемой противоречиями Вселенной.

Эта территория стала Археологическим парком Сан-Агустин и вошла в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Культ «людей — ягуаров», один из наиболее мистических, в некоторых отдаленных уголках Южной Америки сохранился и поныне. Страх и уважение перед колдуном-ягуаром среди местных жителей огромны. Даже после смерти колдуна, его череп может быть использован в качестве культового предмета.
Санагустинцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием. Как и все земледельческие народы Америки, они обожествляли силы природы. Особое значение придавалось Солнцу и Луне, увязанным с плодородием почвы и урожаем, с земледельческим календарем. Помимо каменных монументов и погребений в Сан-Агустине встречаются остатки круглых столбовых жилищ, террас, керамическая посуда, водопроводы, вырубленные в утесах. В могильниках были найдены ювелирные золотые украшения, а также предметы культа и быта, выполненные из этого драгоценного металла. Главные богатства индейцев были сосредоточены в «Святой горе», обнаруженной в начале XIX века известным археологом Кальдасом.

Нариньо

Эта зона занимает южное высокогорье Колумбии и простирается до северной части андского района Эквадора.
Жители Нариньо сооружали очень глубокие могилы, где и было найдено большинство предметов из золота, серебра, керамики, дерева, кости, раковин и тканей.
Среди золотых изделий наиболее часто встречаются нагрудные украшения, пластины для аппликаций на ткани, носовые украшения и серьги с геометрическими декоративными мотивами или стилизованными изображениями животных, особенно обезьян. Изделия выполнялись в технике литья или ковки, иногда применялось золочение; все вещи тщательно отполированы.
В культуре Нариньо отчетливо проявляется влияние цивилизаций андской зоны Эквадора и Перу.

Толима

Племя Толима проживало в жарких долинах рек Салданья и Коэльо, протекающих по западной области Колумбии.
Ее обитатели — оседлые земледельцы — торговали с соседними племенами, и в частности с Муисками.
Обилие россыпного золота в речных долинах способствовало развитию ювелирного искусства. При изготовлении ювелирных изделий мастера применяли метод утраченной восковой модели и использовали золото высокой пробы. Обычно их изделия изображали стилизованных птиц и летучих мышей, а также схематические плоские и угловатые человеческие фигуры.

Тумако-Ла-Толита

Культура Тумако-Ла-Толита — доколумбовая культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э.

Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности. Следует обратить внимание на ювелирные изделия из золота и томпака в виде красивых масок и антропоморфных фигур, отражающих иерархичность общества и сложность его церемоний. Эти изделия были обнаружены в погребальных холмах, в также которых находилась богатая утварь. Могильники неоднократно подвергались разграблению.

Культура муисков (чибча) получила распространение в X–XV вв. в центральной части современной Колумбии, на огромном плато, занимающем 30 тыс. км2 на высоте 2700 м над уровнем моря. Наиболее важным горным центром муисков было поселение Буритика, расположенное на перекрестке торговых путей, идущих через Центральную Америку.

Обитатели Буритики занимались добычей и обработкой золота. Большей частью индейцы добывали рассыпное золото, рыхля гравий на дне и на берегах рек палкой с обожжённым для прочности концом. Потом породу просеивали, пересыпали, чтобы отобрать золотосодержащий остаток, и в итоге промывали на деревянном лотке. Для такого вида разработок предпочитали сухой сезон.

Педро Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» (1553 г.) писал, что он видел «в одном доме этого поселка одну тотуму (чашу) из которой промывались весомые и крупные частицы золота; мы увидели здесь также россыпи и реки, откуда эту землю брали, и коа (дубинки), с помощью которых её размягчали».

Васко Нуньес де Бальбоа – испанский конкистадор, основавший первый европейский город в Америке (Дарьен), в письме, направленном королю в 1513 г., писал про прииски Буритики: «Добывают золото без всякого труда двумя способами. Один состоит в том, что ожидают полноводия рек, текущих в ущельях, а когда реки опадают и высыхают, то золото, смытое с горных отвесов и принесённое с сьерры (исп. Sierra – пила – горная цепь, гряда), остаётся на поверхности в виде крупных зёрен (индейцы рассказывали, что они достигают размеров апельсина или кулака), а также в виде гладких пластин. Другой способ добычи золота состоит в том, что ожидают, когда в сьерре высохнет трава, после чего её поджигают, а затем отправляются на поиски на возвышенности и в низины и находят большое количество золота в виде самородков красивой формы».

Продавцы золотого песка хранили его в стержнях из птичьих перьев. Стержень определенной длины служил единицей обмена. В качестве разновесок при мелких сделках использовались бобы какао.

На северо-западе плато найдены остатки разработок кварцевых золотых жил. Здесь индейцы каменными орудиями рыли очень узкие шурфы, меньше метра в диаметре, ведущие к кварцевой жиле иной раз под углом 30...40°. Руду дробили в каменных мельницах и извлекали золото. Есть свидетельства, что в некоторых местах жильное золото плавили, чтобы отделить чистый металл от сопутствующих примесей. Индейцы располагали и методами и оборудованием, чтобы делать это непосредственно у места добычи. В Буритике найдены небольшие плавильни, горны и тигли, весы и разновески для взвешивания металла. Чтобы достичь нужной для плавки температуры, тягу создавали через воздуходувные трубки. После плавки на дне тигля оставался диск (его называли «техуэло» – «пуговица») диаметром около сантиметра.

При необходимости индейцы улучшали качество золота способом «томления металла»: золотую пыль нагревали в смеси с солью и глиной. При температуре красного каления под действием оксида кремния выделялся хлор, который реагирует, в том числе, с золотом. Образовавшиеся хлориды улетучивались, хлорид серебра почти полностью абсорбировался глиной, а хлорид золота моментально разлагался, выделяя чистое золото. Таким образом, частицы золота покрывались слоем чистого металла, количество которого увеличивалось в ходе процесса и с ростом температуры. По этой причине частицы золота должны были быть возможно более мелкими, что облегчало действие хлора. Этот оригинальный способ не был известен европейской металлургии того времени. Впоследствии этот процесс использовали на монетном дворе в Санта-Фе-де-Богота с 1627 по 1838 г. – согласно всем индейским правилам. Золото, полученное таким способом, было легко лить, ковать, гравировать.

Далее - отрывок, затрагивающий золото муисков (Джон Браун, "Семь элементов, которые изменили мир").

Впервые я посетил Музей золота в столице Колумбии Боготе в конце 1980-х гг. Наибольшее впечатление произвел экспонат, известный как «золотой плот Эльдорадо». Индейский вождь в изысканном головном уборе сидит в центре, а вокруг него 12 фигур меньшего размера. Одна стоит с краю, будто управляя движением плота, а остальные, в богатых одеждах и масках, напоминающих головы леопардов, располагаются ближе к вождю. Вся композиция отображает церемонию, которая, как предполагается, происходила на озере Гуатавита к северо-западу от Боготы во время коронации нового вождя племени муисков.

Утром, при появлении первых лучей солнца, нового вождя раздевали, и его тело, предварительно обмазанное глиной, покрывали тонким слоем золотой пыли. Вождь всходил на плот, и к его ногам предводители крупнейших родов племени складывали золото, изумруды и другие драгоценности, после чего плот направлялся к центру озера. Когда под неистовые крики собравшихся на берегу индейцев плот достигал середины озера, на нем при полной тишине поднимался флаг. Затем новый вождь, ранее сидевший неподвижно, приносил дары озеру, сбрасывая в воду лежащие у ног сокровища. Когда последний предмет уходил на дно, флаг опускался, и празднования в честь нового вождя возобновлялись. Обнаженный золотой человек продолжал блистать в лучах солнца, демонстрируя связь с источником всего живого.

Эльдорадо (el dorado) по-испански и означает «золотой человек». Однако после того, как это слово было использовано испанским историком Фернандесом де Овьедо в 1541 г. для обозначения позолоченного вождя муисков, оно быстро превратилось в название сначала мифического города, а затем целой империи, в которой все построено из золота, – страны-мечты, лежащей где-то за далекими горными хребтами.

Плот был обнаружен в 1969 г. тремя местными крестьянами в небольшой пещере к югу от Боготы. Помимо пещер, муиски поклонялись горам, озерам и лагунам. Вблизи этих священных мест возводились храмы, и некоторые племена даже верили, что человек появился на свет из глубин озера. Но самым почитаемым божеством у муисков был Ксю, бог Солнца, олицетворявший цивилизацию и мудрость . Поскольку он приносил в их жизнь свет, тепло, день вместо ночи, их вера в Солнце была непоколебима. Они поклонялись Солнцу, а значит, золоту, которое представлялось им овеществленным солнечным светом. Золото, не вступающее в реакцию с газами, содержащимися в воздухе, не тускнеет; его блеск так же постоянен, как ежедневный восход солнца .

 

 

Возглавляя службу геологоразведки British Petroleum, я часто посещал Боготу. Это типичный колониальный испанский город, в центре которого широкая площадь, а рядом красивый Президентский дворец. После нескольких лет геологоразведочных работ BP открыла гигантское нефтяное месторождение Кусиана в западной провинции Касанаре в 200 километрах от Боготы. В один из моих приездов менеджер BP Ричард Кемпбелл подарил мне древнюю терракотовую скульптуру местного происхождения. Это фигурка человека времен древней цивилизации кимбайя, существовавшей в I–X вв. на гористых склонах вдоль реки Каука. Мне стало интересно: кого изображает эта фигура? И какое религиозное значение она могла иметь в культуре кимбайя? Я прочитал несколько книг и, по мере того как мой интерес рос, добавлял к своей коллекции другие предметы доколумбовой эпохи. Именно тогда я и решил посетить Музей золота. Когда я осматривал музей впервые, внимание привлекали главным образом золотые предметы. Изделия из золота отличаются от камня или терракоты благодаря уникальному свойству – благородству облика. Есть нечто успокаивающее и даже приятное в том, чтобы купаться в блеске золота. В музее я впервые оценил его особую привлекательность – не только как средства накопления. Золото обладает притягательной силой. В самых разных культурах ему всегда придавали большое значение . Но при столкновении цивилизаций борьба за обладание золотом имела разрушительные последствия.

В 1537 г. испанские конкистадоры впервые встретились с индейцами муиска. Развитое сельское хозяйство племени обеспечивало пропитанием более миллиона человек, проживавших в окрестностях современной Боготы и на высокогорных равнинах Восточных Кордильер. Быстро и безжалостно конкистадоры завоевали огромную территорию в 25?000 квадратных километров. Немногочисленные кавалеристы с мечами и щитами, во многом превосходили воинов муиска, чье вооружение составляли деревянные палки, обожженные для прочности в огне. С момента высадки Колумба на Багамских островах в 1491 г. сходная судьба постигла все местные племена, встречавшиеся на пути конкистадоров. Кто бы ни противостоял испанцам – маленькие племена островов Карибского моря или огромные империи ацтеков и инков, – они неизменно сокрушали своих противников. Конкистадоры шли по стопам Колумба в поисках плодородных земель и торговых путей в южные моря, но больше всего их интересовало золото. Испанский король Фердинанд приказал: «Добывайте золото, по возможности гуманным путем, но во что бы то ни стало – добывайте золото!» .

Ничто так ярко не иллюстрирует ненасытную страсть конкистадоров к золоту, как история пленения и убийства императора инков Атагуальпы. В ноябре 1532 г. Франсиско Писарро осадил принадлежавший инкам провинциальный город Кахамарка. Когда императора вынесли из военного лагеря на золотом троне, Писарро дал всадникам сигнал к атаке. Испанцы многократно уступали в численности воинам инков, но они убивали их «как муравьев», так как те панически боялись лошадей и ружейных выстрелов . Атагуальпа был взят в плен и, опасаясь за свою жизнь, разослал распоряжение по империи: обеспечить испанцам свободу передвижения и давать столько золота и драгоценностей, сколько они пожелают. Сам он пообещал Писарро наполнить золотом комнату длиной семь и шириной пять метров. Каждый день толпы инков приносили золотые кувшины, наполненные золотом доверху. Несмотря на попытки умиротворить испанцев император был обвинен в измене и приговорен к сожжению. В последний момент он согласился принять христианство и вместо сожжения был задушен. Писарро быстро двинулся вглубь страны, чтобы захватить главный город империи инков Куско.

Запасы золота у муисков и инков превосходили самые смелые ожидания. Они послужили основой для создания мифа о неисчислимых богатствах Эльдорадо. В 1541 г. из Куско на поиски Эльдорадо отправилась первая экспедиция. Губернатором Куско, нынешней столицы Эквадора, был в то время харизматичный Гонсало Писарро, брат Франсиско. Гонсало сопровождали более 200 жаждавших золота испанцев и более 4000 рабов из числа местных жителей. Конкистадоры на лошадях двинулись на запад от Кито и вскоре оказались в одном из самых диких и опасных районов Южной Америки. Люди Писарро несколько недель пробивались через непроходимые леса. Им приходилось спасаться от крокодилов, гигантских змей и ягуаров; после каждого удара мачете со срубленных ветвей на них обрушивались мириады насекомых. Люди Писарро, с трудом продвигавшиеся вперед через труднопроходимые джунгли и болота, все чаще умирали от неизвестных ранее болезней. Когда запасы провизии подошли к концу, сильно поредевший отряд испанцев в сопровождении немногочисленных оставшихся в живых рабов вынужден был повернуть назад.

Испанские конкистадоры проводили безжалостную захватническую политику, близкую к геноциду. В процессе колонизации они убили десятки, если не сотни тысяч местных жителей. Еще больше индейцев погибло от болезней, в частности, кори, занесенной из Европы: у них не было иммунитета. Местное население находилось на грани полного истребления. Записи судебных разбирательств рисуют картину чудовищных преступлений, совершавшихся конкистадорами. В городе Кота вождь местного племени дал Хуану де Аревало меньше золота, чем тот требовал, и поэтому испанцы «разрушили город, убили многих индейцев, отрубали руки и отрезали носы мужчинам, отрезали груди женщинам и носы маленьким детям». Когда Гонсало Писарро прибыл в некую дальнюю деревню, то стал выяснять местонахождение города из чистого золота; если местные жители не давали ему ответов, которые он хотел получить, он пытал их, сажал на кол или просто сжигал заживо.

Писарро возглавил первую из нескольких неудачных экспедиций по поискам Эльдорадо . Три следующих века тысячи человек, включая сэра Уолтера Рэли, отправлялись на писки Эльдорадо через непроходимые джунгли и широкие равнины Колумбии. Были исследованы огромные территории, и легенда постепенно вызывала все меньше доверия, но заманчивые слухи продолжали распространяться. Сравнительно не так давно, в начале 1900-х гг., семейство «стальных баронов» Круппов организовало собственную экспедицию в бразильскую провинцию Мату Гроссу в поисках сказочных богатств Эльдорадо. Эта экспедиция, подобно всем предыдущим, также окончилась неудачей.

И конкистадоры, и инки ценили золото, но испанцев отличала дикая и ненасытная жажда. Инки не могли этого понять: хотя они и придавали золоту религиозную ценность, в повседневной жизни или в качестве средства платежа они его не использовали. Для них мерилом денежной стоимости был человеческий труд. Золото – непрактичный металл, слишком мягкий и тяжелый для изготовления инструментов или оружия; плуг из золота не оставляет в поле борозды, а золотой меч не может иметь острого лезвия. Инки считали более ценными изделия из железа, привезенные в Америку испанцами. Но для испанцев иметь больше золота значило иметь больше богатства, а чем богаче человек, тем большей властью он обладает. Золотые предметы, художественные и религиозные для индейцев, переплавлялись. Слитки отправляли в Испанию, обычно караванами из 60 кораблей. Каждый перевозил на борту по 200 тонн золота, предназначавшегося для чеканки новых монет . Но золотой дождь закончился так же быстро, как начался. Значительная часть сокровищ была потрачена на покупку экстравагантных предметов роскоши с Востока и на финансирование бессмысленных войн. Легкие деньги не создали стимулов к труду, и местная промышленность стагнировала; ситуация еще больше ухудшалась из-за эмиграции рабочей силы в Америку. Испания быстро скатилась в долговую яму и в конце концов оказалась банкротом. Так и в конце 2000-х гг. легкий доступ к «бесплатным деньгам» в виде дешевых кредитов ослабил экономику.

Систематическое воровство и переплавка золотых изделий доколумбовой эпохи привели к уничтожению значительной части культурного наследия народов Южной Америки. В 1939 г. в Боготе был основан Музей золота с целью сохранения того немногого, что сохранилось. Первым экспонатом музея стал небольшой предмет в форме тыквы, так называемый poporos, изготовленный древними людьми цивилизации кимбайя. Poporas использовались для хранения и измельчения извести, которую индейцы жевали вместе с листьями коки, чтобы извлекать из этого растения химические соединения, напоминающие кокаин. Форма сосуда напоминала половые органы человека и растительный плод одновременно. Этот музейный экспонат – свидетельство высокого художественного уровня золотых дел мастеров, и поэтому я решил подыскать сходный предмет для своей коллекции. После нескольких фальстартов и сомнительных предложений я наконец приобрел то, что хотел. Золотые изделия культуры кимбайя оказали большое влияние на развитие скульптуры Центральной Америки. Но они также повлияли и на великих художников нашей эпохи. Подобные формы можно встретить в работах Пикассо и Матисса, а в Великобритании – в работах Генри Мура и Джейкоба Эпстейна. Напоминания об утонченных формах произведений древних золотых дел мастеров можно встретить теперь повсюду.

 

Sinus, Интересное, История    
Администратор 25 февраля 2019, 00:07 Интересное 2117

page.maple4.ru


Похожие публикации


Великая Китайская стена - мифы и реальность

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну.…    Открыть
Суд над Салтычихой

Дарья Николаевна Салтыкова по прозвищу Салтычиха - русская помещица, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян.     Открыть
Черный четверг и Черный вторник для ВВС США

Война в Корее в 1950-1953 годах стала первым столкновением вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции - Советского Союза и США. Основное противостояние великих держав развернулось в воздухе: за господство…    Открыть
Как советский фильм получил ОСКАР

В 1981 году фильм был удостоен премии ОСКАР в номинации Лучший фильм на иностранном языке и Государственной премии СССР..    Открыть
Арбузная война

Арбузная война - бунт, произошедший утром 15 апреля 1856 г. в Панама-Сити в Республика Новая Гранада. После того, как американец был пойман на краже арбуза, начался словесный конфликт, который позже…    Открыть

Все отборные




Рейтинг@Mail.ru